Что такое психоанализ

Несмотря на обилие книг и научных публикаций, посвящённых психоанализу, пожалуй, что сложно представить более мифологизированную область психологии, столь подверженную стереотипным представлениям. Данная статья посвящена вопросу – что такое психоанализ в широком смысле и как он работает с пациентами.
Психоанализ за прошедший век своего существования пережил несколько пиков популярности, существенно модифицровался и дал жизнь множеству самостоятельных направлений психологической помощи. Несмотря на обилие книг и научных публикаций, посвящённых психоанализу, пожалуй, что сложно представить более мифологизированную область психологии столь подверженную стереотипным представлениям. Данная статья посвящена вопросу – что такое психоанализ в широком смысле и как он работает с пациентами.


      Истоки психоанализа

      Итак, для начала важно отметить направления, в русле которых развивался психоанализ и, в конечном итоге, оформился как целостная система знаний и клинический метод.
      Во-первых, на Фрейда оказывали влияние работы европейских философов: как современников Фрейда (Франц Брентано, Фридрих Ницше, Теодор Липпс, Артур Шопенгауэр), так и древнегреческих Платона, Аристотеля и Эмпедокла.
      Во-вторых, большое количество информации, которая позднее легла в основу теории психоанализа, Фрейд подчерпнул из самоанализа (рефлексии собственных переживаний и толкования сновидений) и наблюдений за своими детьми.

      В-третьих, Фрейд вдохновлялся и находил отражение своей теории в художественной литературе (Генрих Гейне, Эмиль Золя, Стефан Малларме, Иоганн Гёте).
эдип, царь эдип, софокл, жалабер, картина, живопись
Антигона выводит слепого Эдипа из Фив
Шарль Франсуа Жалабер, XIX в.
      Например, Эдипов комплекс (бессознательное либидинозное влечение ребёнка к родителю противоположного пола) был введён в тезаурус психоанализа после обнаруженного Фрейдом глубокого соответствия своих наблюдений с сюжетом трагедии Софокла «Царь Эдип».

      И наконец, психоанализ прошёл длинный путь становления в рамках клинической психологии и психиатрии. Некоторые идеи Фрейда со временем отметались, не найдя подтверждения, а другие развивались и заняли место в концепции современного психоанализа.
      Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

      В настоящее время существует нескольких форм психотерапии в рамках психодинамического подхода, среди которых чаще всего встречаются психоанализ и психоаналитическая психотерапия. И хотя сущностные различия между этими двумя направлениями отсутствуют или, по крайней мере, они незначительны, о некоторых расхождениях в сеттинге и целях стоит упомянуть. Психоанализ в большей степени опирается на историческую традицию и подразумевает работу с пациентом на кушетке, высокую частоту сессий (4-5 встреч в неделю) и, главное, отказ от сосредоточения на одном конкретном запросе пациента c упором на комплексное исследование личности.
Классический сеттинг психоанализа: пациент на кушетке, аналитик в кресле вне поля зрения пациента
      Психоаналитическая психотерапия, напротив, предполагает работу лицом к лицу с пациентом, допускает частоту встреч от 1 до 3 в неделю, и в большей степени фокусируется на изначальном запросе (который, впрочем, может быть неоднократно переформулирован в процессе терапии). В ходе дальнейшего повествования я буду использовать для краткости только термин «психоанализ», т.к. дифференцировать эти два понятия для данной статьи не имеет смысла.


      Психоанализ прикладной и клинический

      Современный психоанализ подразделяется на прикладной и клинический. Психоаналитическая теория оказала огромное влияние на развитие культуры и позволила взглянуть совершенно новым образом на живопись, литературу, кинематограф, историю и социологию – всё это образовало пласт прикладного психоанализа.
Но так как Фрейд в первую очередь являлся клиницистом (как и многие его ученики и последователи), наибольший интерес для нас представляет психоанализ в клинической практике. На этом пункте заострим внимание и попробуем понять – что именно происходит с пациентом в кабинете психоаналитика.


      Психоанализ как исследование психики

      В 1922 году Зигмунд Фрейд для энциклопедической статьи трактовал психоанализ как:
...способ исследования психических процессов, а также метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании.
      Год спустя, в 1923 году в книге «Я и Оно», Фрейд определил психоанализ как:
...любое исследование, признающее факты переноса и сопротивления как исходные положения работы.
      В обоих трактовках психоанализ представляется как исследование бессознательных психических процессов. На мой взгляд, определение психоанализа как процесса исследования наиболее точно выражает смысл и вектор психотерапии – от неведения к пониманию, осознанию и проживанию.


      Результаты пациентов: исчезновение симптома, улучшение качества жизни, познание себя

      При беглом рассмотрении публично опубликованных положительных отзывов пациентов, прошедших психоанализ, можно заметить, что анализанды часто говорят про избавление от мучительных симптомов, улучшение качества жизни, большее понимание окружающих людей и познание себя. За этими приятными достижениями пациентов стоят определённые процессы, через которые проходит психика в процессе психотерапии.
Пожалуй, одной из характерных черт психоанализа, которая отличает его от прочих психологических школ, является отказ от ориентации на симптоматику пациента. В психоанализе симптом пациента рассматривается как результат невротического баланса между угрожающими влечениями Ид, ограничениями Супер-Эго и защитными механизмами Эго. С этой точки зрения симптом пациента сам по себе уже является способом адаптации, пусть и не самым эффективным и причиняющим страдания. Возникновение новой эффективной формы адаптации невозможно без глубинной реконфигурации внутренних сил, а именно: проживания материала бессознательного, осознания первичных защит и требований Супер-Эго. Побочным результатом данного процесса может стать избавление от симптома.
Другим критерием, помимо избавления от симптома, свидетельствующим о повышении качества жизни, можно назвать появление удовлетворяющих отношений и финансового благополучия. Фрейд отмечал:
Истинной целью терапии является устранение препятствий к любви и работе.
      В данной формулировке наглядно отражена направленность раннего психоанализа на работу с невротическими пациентами, которые, как правило, приходят в психотерапию из-за внутренних конфликтов между тем, чего они хотят и препятствиями на пути к этому. По мере анализа защитных механизмов психики, пациент может принимать важные решения, на которые не отваживался раньше, и пересматривать устоявшиеся взгляды. Впрочем, даже с пациентами, пребывающими на невротическом уровне организации личности, появление любви в их жизни или получение высокооплачиваемой работы являются лишь возможным следствием аналитического процесса. Пограничные же пациенты (запросы которых обычно намного сложнее) под влиянием сильных аффективных переживаний, напротив, могут принимать решения, влекущие разрывы в отношениях или потерю работы. Неслучайно психотерапевтические договоры предупреждают, что решения, принятые под воздействием интенсивных переживаний в процессе психотерапии, могут быть ошибочными.

      Некоторые анализанды после нескольких месяцев психотерапии отмечают, что у них появилась привычка вести внутренний диалог с психотерапевтом. Исключая фантазии переноса, этот разыгрываемый в голове диалог говорит о том, что психоаналитик интроецировался как фигура и стал внутренним объектом для пациента, но приобретённая привычка мыслить аналитически принадлежит самому пациенту. Анализанд чувствует растущую способность к рефлексии, интроспекции и большему пониманию себя и окружающих. Осмелюсь выразить субъективное мнение, подкреплённое опытом личной психотерапии, что вышеописанное явление неизбежно возникает в процессе психоанализа и сопровождает его. Именно по этой причине при подготовке будущих психоаналитиков личная психотерапия важна в том числе для развития аналитического аппарата.
Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что пациент в психоанализе открывает в себе бессознательные процессы, которые ранее им не замечались и цензурировались защитными механизмами психики. Продвигаясь в терапии всё глубже и преодолевая сопротивление, пациент приобретает особую чувствительность к фактам работы бессознательного, учится свободно ассоциировать и связывать материал из бессознательного с событиями из своей биографии и повседневной жизни. Всё это расширяет диапазон пациента для повседневных реакций и жизненных стратегий, которые перестают быть автоматическими и управляющими и всё больше приобретают характер сознательных действий.


      Роль психоаналитика

      Может возникнуть уместный вопрос – какую функцию в данном процессе выполняет психоаналитик? В популярной психологии распространено сравнение психолога с проводником по психической реальности пациента - что отчасти верно. Психоаналитик действительно обращает внимание и делает предметом анализа отдельные слова, фразы, оговорки пациента и его сновидения, а также предлагает связанные с этим интерпретации. Однако в отличие от проводника, психоаналитик занимает более пассивную позицию в терапии, которую метафорически можно сравнить с путевым указателем на развилке. Свобода исследовать и выбирать направление сохраняется за пациентом.
Но существует и другая, не менее важная, роль терапевта. Аналитик занимает подчёркнуто нейтральное положение, он не удовлетворяет бессознательные потребности пациента, но устанавливает чёткие терапевтические границы, в пределах которых любые проявления анализанда будут восприняты без критики и осуждения. Подобные условия и отношения практически невозможно воссоздать вне психоаналитического процесса. Терапевт становится подобен чистому холсту, открытым для переноса пациента и чувствительным к собственным контрпереносным реакциям, а пространство кабинета становится местом удивительных открытий.

      В завершении, делая выводы из вышесказанного, отметим, что психоанализ — это особый язык описания реальности, который позволяет мыслить и рассматривать психические процессы под новым углом (а также влияние психических процессов на социальные, культурные, исторические и др. явления). Именно по этой причине Фрейд предлагал воспринимать психоанализ как самоценное направление и выступал категорически против поглощения психоанализа медициной или психологией.
Поделиться в соцсетях: